Перейти к:
Сравнительная оценка использования тренажёров для отработки навыков пункции полостной системы почки под рентгенологическим контролем
https://doi.org/10.21886/2308-6424-2023-11-3-23-34
Аннотация
Введение. Навык пункции полостной системы почки является базовым для урологов, так как применяется для различных оперативных вмешательств и диагностических манипуляций. Для обучения существуют множество моделей, начиная от лабораторных животных, заканчивая тренажёрами виртуальной реальности.
Цель исследования. Оценить отечественную небиологическую модель тренажёра для пункции чашечно-лоханочной системы УроАТОМ («Альфа-Ритм», Россия), а также сравнить его с тренажёром виртуальной реальности PERC MentorTM (“Simbionix”, Beit Golan, Israel).
Материалы и методы. Проведён анализ результатов обучения навыку пункции под рентгеноскопическим контролем среди 50 врачей. Доктора по опыту были разделены на две равные группы: группа 1 — начинающие, группа 2 — опытные. На первом этапе оба тренажёра были оценены докторами при помощи опросников Likert. На втором этапе оценивались показатели пункции в группе 1 до и после практики на тренажёре.
Результаты. При сравнении показателей обоих тренажёров было отмечено, что тренажёр УроАТОМ оценили как более удобный в использовании (p = 0,0001) и более дешёвый (p < 0,0001). Анализ показателей пункции чашечно-лоханочной системы «начинающими» специалистами до и после тренировки на тренажёре УроАТОМ выявил статистически значимое их улучшение. Показатель времени пункции улучшился на 79 секунд. Показатель длительности рентгеноскопии уменьшился на 40,9 секунд. Количество попыток пункции уменьшилось на 1,4 раза. Количество затраченного контраста уменьшилось на 5,4 мл.
Заключение. Отечественный тренажёр УроАТОМ является эффективным для обучения молодых специалистов навыку пункции полостной системы почки под рентгеноскопическим контролем.
Для цитирования:
Гаджиев Н.К., Горелов Д.С., Мищенко А.А., Бритов В.П., Харчилава Р.Р., Шарафутдинов Э.Ф., Петров С.Б., Шкарупа Д.Д. Сравнительная оценка использования тренажёров для отработки навыков пункции полостной системы почки под рентгенологическим контролем. Вестник урологии. 2023;11(3):23-34. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2023-11-3-23-34
For citation:
Gadzhiev N.K., Gorelov D.S., Mishchenko A.A., Britov V.P., Kharchilava R.R., Sharafutdinov E.F., Petrov S.B., Shkarupa D.D. Comparative evaluation of simulators for practising fluoroscopy-guided renal pelvic puncture. Urology Herald. 2023;11(3):23-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2023-11-3-23-34
Введение
Пункция чашечно-лоханочной системы (ЧЛС) почки является одним из основных навыков эндоуролога, применяющихся как для установки нефростомического дренажа, так и для формирования чрескожного доступа при проведении перкутанной нефролитотрипсии (ПНЛ) 1. Необходимо отметить, что формирование доступа при ПНЛ является наиболее сложным этапом. В первую очередь сложность заключается в непосредственной близости расположения органов к почке, повреждение которых влечёт за собой ряд серьёзных, а порой и жизнеугрожающих осложнений 2, 3. Во вторую очередь пункция ЧЛС требует определённой степени прецизионности, так как оптимально выполняется через сосочек чашечки. В анатомических работах F.J.B. Sampaio et al. (2020) была продемонстрирована более низкая сосудистая плотность именно на уровне сосочков чашечек 4. Так, пункция через сосочек минимизирует вероятность развития геморрагических осложнений 5. Не менее важным аспектом является угол пункции в ЧЛС почки, что потенциально может влиять на эффективность и полноту удаления камня 6.
Большинство урологов хорошо знакомо с принципом работы ультразвуковых аппаратов и свободно выполняет пункцию под ультразвуковым контролем, а наличие насадки для датчика с направляющей для пункционной иглы с предустановленным углом значительно облегчает освоение навыка пункции по УЗ-контролем. С пункцией под рентгеноскопическим контролем ситуация обстоит несколько иначе. Преобразование зрительно-пространственной информации, полученной с монитора С-дуги, в психомоторную способность выполнения точной пункции не всегда является простой задачей 7. Освоение навыков пункции под рентгенконтролем, как правило, проходит с использованием различных симуляторов-тренажёров.
Мы провели среди урологов опрос о том, какие именно причины могут мешать обучению пункции полостной системы почки под рентгенконтролем. В опросе приняли участие 234 специалиста. Наиболее частым вариантом ответа респондентов (60,7%) являлось отсутствие тренажёров для обучения (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты опроса
Figure 1. Test answers
В связи с этим мы провели сравнительный анализ освоения навыка пункции под рентгеноскопическим контролем при помощи двух основных небиологических моделей-тренажёров доступных в РФ: PERC MentorTM (“Simbionix”, Beit Golan, Israel) и УроАТОМ («Альфа-Ритм», Российская Федерация)*.*УроАТОМ — Официальный дистрибьютор на территории РФ компания ГЭОТАР
Цель исследования. Оценка отечественной небиологической модели тренажёра для пункции чашечно-лоханочной системы УроАТОМ, а также сравнение его с тренажёром виртуальной реальности PERC MentorTM.
Материалы и методы
С июля 2022 года по октябрь 2022 года был проведён анализ результатов обучения навыку пункции под рентген контролем среди 50 респондентов (ординаторы и практикующие врачи). Участники исследования были разделены на две группы по 25 человек соответственно предшествующему опыту: группа 1 — «начинающие», группа 2 — «опытные». Начинающие — без опыта выполнения пункции полостной системы почки. Опытные — доктора, имеющие опыт более 60 проведённых операций. Обеим группам было предложено пройти практику на представленных тренажёрах и оценить их.
На первом этапе исследования проводили оценку тренажёров специалистами из обеих групп по следующим параметрам:
- Реалистичность полостной системы почки.
- Визуализация полостной системы при рентгеноскопии.
- Тактильная обратная связь при пункции.
- Удобство использования тренажёра.
- Полезность тренажёра (возможность использования для отработки навыков).
- Стоимость тренажёра.
Вышеуказанные показатели оценивали при помощи опросника по типу шкалы Likert (табл. 1).
Таблица 1. Шкала вариантов ответов
Table 1. Response scale
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отличная Excellent | Хорошая Good | Удовлетворительная Moderate | Плохая Poor | Очень плохая Very poor |
На следующим этапе исследования проводили оценку показателей пункции на тренажёрах среди «начинающих» специалистов. Показатели оценивали дважды — до и после практики на тренажёрах.
Обучение проходило в условиях трёх центров:
- Учебный центр врачебной практики «Praxi Medica» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет).
- Рентгеноперационная Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова.
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова.
Для визуализации ЧЛС ретроградно в полостную систему тренажёра вводилось рентгеноконтрастное вещество. При рентгеноскопии были визуализированы чашечки и лоханка полостной системы тренажёра. Пункция выполнялась троакарной иглой 18G. Показателем успешной пункции являлось поступление жидкости из иглы.
Оценивали следующие показатели пункции:
- Общее время пункции (от момента первого вкола и до появления жидкости из пункционной иглы), сек.
- Время использования рентгеноскопии, сек.
- Количество попыток пункции, раз.
- Объём затраченного контраста для ретроградного контрастирования, мл.
Исследуемые тренажёры. УроАТОМ. Отечественный небиологический тренажёр на основе силиконовой композиции для отработки навыков проведения перкутанной нефролитотрипсии под реальным рентгенологическим контролем. Материал тренажёра подобран таким образом, чтобы соответствовать человеческим тканям. Это было достигнуто путём подбора состава полимерной композиции. Тренажёр снаружи повторяет строение поясничного отдела тела человека. Внутреннее строение имитирует полостную систему почки и мочеточник. В имитацию полостной системы почки ретроградно вводится контрастное вещество. При рентгеноскопии визуализируются чашечки, лоханка и мочеточник тренажёра. Пункция полостной системы проводится под рентгенологическим контролем с помощью иглы 18G. Показателем успешной пункции является появление жидкости из иглы. Также при рентгеноскопии хорошо визуализируются шейки, своды чашечек и различные повреждения чашечно-лоханочной системы при неудачной пункции. Симулятор изготовлен из материала, который хорошо обеспечивает тактильную обратную связь — чувство «провала» при попадании иглы в полостную систему.
На данном тренажёре можно выполнить не менее 100 пункций. Материал обладает способностью к заращиванию пункционных ходов («треков»), которая обеспечивает многократное использование тренажёра. Материал и конструкция позволяют использовать его в том числе и для выполнения нефроскопии. Ориентировочная стоимость тренажёра на момент публикации составляет 300 тысяч рублей (рис. 2).
Рисунок 2. Тренажёр УроАТОМ
Figure 2. UroATOM simulator
PERC MentorTM. Представляет собой тренажёр виртуальной реальности с частичным погружением, разработанный специально для обучения чрескожной пункции почек под рентгенконтролем. Он включает в себя тактильную обратную связь, смещение органов при дыхании, рентгеноскопию в реальном времени с использованием виртуальной С-дуги и имитацию ангиографических инструментов. Металлическая игла с пространственным датчиком используется для обеспечения чрескожного доступа к почке с цифровой проекцией, в которую контрастное вещество может быть доставлено по требованию через мочеточниковый катетер с рентгеноскопической визуализацией, управляемой педалью. Обратная связь в режиме реального времени, подтверждающая успешную пункцию, доступна посредством аспирации жидкости из иглы. Размещение проводника в специальном порту имитирует прохождение проводника в собирательную систему через иглу для доступа. Обучающая программа включает в себя множество заданий и сценариев, сложность которых возрастает по шкале от 1 до 10. Все ключевые показатели, включая общее время операции, количество пункций, время рентгеноскопии, перфорации полостной системы и повреждения кровеносных сосудов, записываются тренажёром и могут быть просмотрены после выполнения задачи, что позволяет инструктору контролировать процесс обучения. Необходимо отметить, что PERC MentorTM, как и любое другое техническое устройство с программным обеспечением, нуждается в регулярном сервисном обслуживании для корректной работы. Ориентировочная стоимость тренажёра на момент публикации составляет 15 млн рублей (рис. 3).
Рисунок 3. PERC MentorTM
Figure 3. PERC MentorTM
Статистический анализ. Статистический анализ данных производили с использованием программного обеспечения для сбора и структурирования данных Microsoft Office Excel 2016 («Microsoft Corp.», Redmond, WA, USA) и обработки данных SAS JMP 11 (“JMP Statistical Discovery, LLC”, Cary, NC, USA). Соответствие нормальному распределению количественных показателей выполняли с помощью критерия Shapiro-Wilk. Количественные показатели, имеющие нормальное распределение или близкое к нему, описывали с помощью средней (M) и стандартного отклонения (SD). При распределении, отличным от нормального, данные описывали с помощью медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей Q1; Q3. Качественные показатели описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение двух групп по количественному показателю выполняли с помощью U-критерия Mann-Whitney. При сравнении количественных показателей в двух связанных группах, использовали критерий Wilcoxon. Сопоставление групп по качественным признакам выполняли с помощью критерия Pearson chi-square с поправкой непрерывной Yates. Статистическую значимость различий определяли при уровне p < 0,05.
Результаты
Средний возраст респондентов, включённых в группу 1 «начинающие», составил 29,2 ± 5,1 лет, в группу 2 «опытные» — 41 ± 5,7 год (p < 0,001). Медиана количества выполненных ПНЛ «опытными» докторами составила 106 вмешательств.
В таблице 2 представлены оценки характеристик тренажёров среди двух групп участников. Сравнение оценок исследуемых параметров тренажёра УроАТОМ в группах статистически не различалось. При сравнении характеристик тренажёра PERC MentorTM начинающие и опытные врачи статистически значимо по-разному воспринимали такие параметры, как визуализация и стоимость (p < 0,05).
Таблица 2. Оценка параметров тренажёров UroATOM и PERC MentorTM в группах
Table 2. Evaluation of UroATOM and PERC MentorTM simulators in groups
Характеристика и оценка Characterization and evaluation | UroATOM | PERC MentorTM | ||||
Группа 1 Group 1 | Группа 2 Group 2 | p | Группа 1 Group 1 | Группа 2 Group 2 | p | |
Реалистичность Authenticity | ||||||
Отличная Excellent | 16 (64,0%) | 15 (60,0%) | 0,8904 | 15 (60,0%) | 17 (68,0%) | 0,6013 |
Хорошая Good | 7 (28,0%) | 7 (28,0%) | 8 (32,0%) | 5 (20,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 2 (8,0%) | 3 (12,0%) | 2 (8,0%) | 3 (12,0%) | ||
Визуализация Visualization | ||||||
Отличная Excellent | 8 (32,0%) | 7 (28,0%) | 0,9841 | 16 (64,0%) | 8 (32,0%) | 0,0078 |
Хорошая Good | 11 (44,0%) | 11 (44,0%) | 9 (36,0%) | 10 (40,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 5 (20,0%) | 6 (24,0%) | – | 7 (28,0%) | ||
Плохая Poor | 1 (4,0%) | 1 (4,0%) | – | – | ||
Обратная связь Feedback | ||||||
Отличная Excellent | 15 (60,0%) | 8 (32,0%) | 0,1054 | 9 (36,0%) | 9 (36,0%) | 0,7252 |
Хорошая Good | 9 (36,0%) | 11 (44,0%) | 7 (28,0%) | 9 (36,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (4,0%) | 4 (16,0%) | 8 (32,0%) | 7 (28,0%) | ||
Плохая Poor | – | 2 (8,0%) | 1 (4,0%) | – | ||
Удобство Convenience | ||||||
Отличная Excellent | 20 (80,0%) | 19 (76,0%) | 0,8357 | 8 (32,0%) | 9 (36,0%) | 0,6670 |
Хорошая Good | 4 (16,0%) | 4 (16,0%) | 8 (32,0%) | 10 (40,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (4,0%) | 2 (8,0%) | 8 (32,0%) | 6 (24,0%) | ||
Плохая Poor | – | – | 1 (4,0%) | – | ||
Полезность Utility | ||||||
Отличная Excellent | 20 (80,0%) | 20 (80,0%) | 0,5738 | 16 (64,0%) | 17 (68,0%) | 0,5749 |
Хорошая Good | 4 (16,0%) | 5 (20,0%) | 6 (24,0%) | 7 (28,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (4,0%) | – | 3 (12,0%) | 1 (4,0%) | ||
Стоимость Cost | ||||||
Отличная Excellent | 17 (68,0%) | 22 (88,0%) | 0,1978 | 1 (4,0%) | – | 0,0348 |
Хорошая Good | 7 (28,0%) | 3 (12,0%) | 9 (36,0%) | 2 (8,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (4,0%) | – | 14 (56,0%) | 18 (72,0%) | ||
Плохая Poor | – | – | 1 (4,0%) | 5 (20,0%) |
В таблице 3 представлены результаты сравнения показателей обоих тренажёров, согласно которым было отмечено, что тренажёр УроАТОМ оценили как более удобный в использовании (p = 0,0001) и как более дешёвый (p < 0,0001).
Таблица 3. Сравнительная оценка параметров тренажёров UroATOM и PERC MentorTM
Table 3. Comparative evaluation of UroATOM and PERC MentorTM simulators parameters
Характеристика и оценка Characterization and evaluation | UroATOM | PERC Mentor TM | p | |
Реалистичность Authenticity | Отличная Excellent | 31 (62,0%) | 32 (64,0%) | 0,9739 |
Хорошая Good | 14 (28,0%) | 13 (26,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 5 (10,0%) | 5 (10,0%) | ||
Визуализация Visualization | Отличная Excellent | 15 (30,0%) | 24 (48,0%) | 0,1587 |
Хорошая Good | 22 (44,0%) | 19 (38,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 11 (22,0%) | 7 (14,0%) | ||
Плохая Poor | 2 (4,0%) | – | ||
Обратная связь Feedback | Отличная Excellent | 23 (46,0%) | 18 (36,0%) | 0,0598 |
Хорошая Good | 20 (40,0%) | 16 (32,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 5 (10,0%) | 15 (30,0%) | ||
Плохая Poor | 2 (4,0%) | – | ||
Очень плохая Very poor | – | 1 (2,0%) | ||
Удобство Convenience | Отличная Excellent | 39 (78,0%) | 17 (34,0%) | 0,0001 |
Хорошая Good | 8 (16,0%) | 18 (36,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 3 (6,0%) | 14 (28,0%) | ||
Плохая Poor | – | 1 (2,0%) | ||
Полезность Utility | Отличная Excellent | 40 (80,0%) | 33 (66,0%) | 0,2020 |
Хорошая Good | 9 (18,0%) | 13 (26,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (2,0%) | 4 (8,0%) | ||
Стоимость Cost | Отличная Excellent | 39 (78,0%) | – | < 0,0001 |
Хорошая Good | 10 (20,0%) | 1 (2,0%) | ||
Удовлетворительная Moderate | 1 (2,0%) | 11 (22,0%) | ||
Плохая Poor | (0,0%) | 32 (64,0%) | ||
Очень плохая Very poor | (0,0%) | 6 (12,0%) |
Далее нами был проведён анализ показателей пункции ЧЛС «начинающими» специалистами до и после тренировки на тренажёре УроАТОМ.
Среднее время пункции «начинающих» до тренировки на тренажёре УроАТОМ составило 220,3 ± 25,1 секунд, после тренировки — 141,3 ± 17,9 секунд (рис. 4). Показатель времени пункции улучшился на 79 секунд. При сравнительном анализе нами было установлено статистически значимо большее время на выполнение пункции до тренировки (p < 0,0001).
Рисунок 4. Оценка времени пункции в группе «начинающих» специалистов
при обучении на тренажёре УроАТОМ: общее время пункции до и после тренировки
с анализом изменения времени пункции после тренировки (%)
Figure 4. Evaluation of puncture time in the group of "beginners" specialists
during training on the UroATOM simulator: overall puncture time before and after training
and dynamics of puncture time after training (%)
Среднее время рентгеноскопии «начинающих» до тренировки на тренажёре УроАТОМ составило 152,1 ± 17,31 секунд, после тренировки — 111,2 ± 17,5 секунд (рис. 5). Показатель времени рентгеноскопии улучшился на 40,9 секунд после практики на тренажёре. При сравнительном анализе нами было установлено статистически значимо большее время рентгеноскопии до тренировки (p < 0,0001).
Рисунок 5. Оценка времени рентгеноскопии в группе «начинающих» специалистов при обучении на тренажёре УроАТОМ: общее время рентгеноскопии до и после тренировки с анализом изменения времени рентгеноскопии после тренировки (%)Figure 5. Evaluation of fluoroscopy time in the group of " beginners" specialists during training on the UroATOM simulator: overall fluoroscopy time before and after training and dynamics of fluoroscopy time after training (%)
Среднее количество попыток пункции в группе «начинающих» до тренировки на тренажёре УроАТОМ составило 2,80 ± 0,91, после тренировки — 1,40 ± 0,65 (рис. 6). Количество попыток пункции после тренировки на тренажёре УроАТОМ в группе «начинающих» уменьшилось на 1,4. При сравнительном анализе нами было установлено статистически значимое уменьшение количества попыток пункции (p = 0,0002).
Рисунок 6. Оценка количества попыток пункции
в группе «начинающих» специалистов при обучении на тренажёре УроАТОМ:
общее количество попыток пункции до и после тренировки
с анализом изменения количества попыток пункции после тренировки
Figure 6. Evaluation of the number of puncture attempts
in the group of " beginners" specialists during training on the UroATOM simulator:
mean number of puncture attempts before and after training
and dynamics of mean number of puncture attempts
after training (%)
Среднее количество затраченного контраста в группе «начинающих» до тренировки на тренажёре УроАТОМ составило 22,20 ± 8,91 мл, после тренировки — 16,80 ± 6,27 мл (рис. 7). Количество затраченного контраста после тренировки на тренажёре УроАТОМ в группе «начинающих» уменьшилось на 5,4 мл. При сравнительном анализе нами было установлено статистически значимое уменьшение количества затраченного контраста (p = 0,0221).
Рисунок 7. Оценка объёма затраченного контраста
в группе «начинающих» специалистов при обучении на тренажёре УроАТОМ:
общий объём затраченного контраста до и после тренировки
с анализом изменения объёма затраченного контраста
после тренировки (%)
Figure 7. Evaluation of the contrast volume
in the group of " beginners" specialists during training on the UroATOM simulator:
total contrast volume before and after training
and dynamics of contrast volume after training (%)
Обсуждение
На сегодняшний день в хирургическом лечении мочекаменной болезни предпочтение отдаётся малоинвазивным эндоскопическим методам 8 – 10. ПНЛ является методом выбора удаления крупных (более 2 см) и коралловидных камней 11, 12. Однако ПНЛ имеет достаточно крутую кривую обучения: требуется более 120 операций для достижения «экспертного» плато 13. Основная сложность заключается в приобретении навыков пункции ЧЛС почки 14. Обучение хирургическим навыкам традиционно проходило самостоятельно в рамках модели ученичества до тех пор, пока в 1904 году William Halstead предложил так называемую модель ротационной ординатуры. В этой модели выпускники медицинских вузов проходят обучение в больнице, где им сначала даются простые задачи. По мере развития необходимых навыков учащимся даются задания, требующие все большей ответственности, кульминацией которых является период почти полной хирургической автономии. Однако основным недостатком этой модели является отсутствие объективности в оценке технических навыков ординатора и обучение непосредственно на пациентах 15. В настоящее время для улучшения хирургических навыков в тандеме с классической моделью обучения широко используются симуляторы, которые позволяют совершенствовать свои навыки, не ставя под угрозу здоровье и жизнь пациента 16, 17. Доступными симуляторами являются небиологические модели, модели виртуальной реальности (VR), модели животных и обучение на трупах 18. Небиологические модели широко распространены из-за своей относительно невысокой стоимости. Модели VR обеспечивают хорошую визуализацию и тактильную обратную связь, но малодоступны из-за дороговизны, связанной с приобретением оборудования и его техническим обслуживанием 19. Из моделей животных чаще всего используют лабораторных свиней. Это хорошая практика с точки зрения визуализации, тактильной обратной связи и реалистичности, однако она слабо распространена из-за этических соображений и дороговизны, связанной с содержанием животных и их последующей утилизацией 20.
«Идеальный» хирургический симулятор должен позволять проводить практику в безопасной для пациента среде и эффективно переносить изученную хирургическую технику на пациента. В литературе лишь небольшое количество публикаций посвящено сравнительной характеристике симуляторов, в основном это обзорные работы о тренажёрах in vivo, биологических и основанных на PC-VR 21. Это подчёркивает необходимость определения оптимального варианта, подходящего для повсеместного обучения эндоурологов.
В настоящее время в РФ представлены два основных варианта тренажёров-симуляторов для отработки навыка пункции ЧЛС под рентгеноскопическим контролем: отечественный тренажёр УроАТОМ и PERC MentorTM. Мы провели сравнительное исследование основных параметров, а также оценили полезность тренажёра УроАТОМ среди начинающих специалистов. УроАТОМ имел одинаковую оценку как среди начинающих, так и среди опытных специалистов, что говорит о воспроизводимости исследуемых параметров и его универсальности, тогда как PERC MentorTM по-разному оценивался в исследуемых группах. Также УроАТОМ отличала более низкая стоимость и удобство использования в отличие от PERC MentorTM. Проведённое исследование с тренажёром УроАТОМ среди начинающих специалистов продемонстрировало сокращение времени, затрачиваемого на пункцию, количество попыток пункции и объём контрастного вещества.
Таким образом, практика на тренажёре УроАТОМ позволила бы избежать дополнительных затрат системы здравоохранения, повысить качество оказания медицинской помощи путём уменьшения кривой обучения. Это показывает перспективы тренажёра как образовательного инструмента. Безусловно, необходимо разработать надлежащую утверждённую учебную программу для обучения процедуре и подготовки инструкторов.
У модели УроАТОМ есть ряд определённых, ограничений: отсутствие воспроизведения дыхательных движений и необходимость использования реального рентгеноскопического аппарата. Однако, на наш взгляд, данные ограничения не являются критическими: проблема дыхательных экскурсий решается периодическим апноэ во время операции при необходимости, а использование реального рентгеноскопического аппарата погружает обучаемого в реалистичную операционную среду.
Заключение
Использование тренажёров для освоения навыка пункции под рентгеноскопическим контролем является эффективным способом преодоления кривой обучения без риска для пациента. Отечественный тренажёр УроАТОМ является качественным и наиболее доступным среди имеющихся симуляторов. Необходимо и дальше внедрять обучение на симуляторах в образовательные системы на государственном уровне.
Список литературы
1. Alken P. Percutaneous nephrolithotomy - the puncture. BJU Int. 2022;129(1):17-24. DOI: 10.1111/bju.15564
2. Гаджиев Н.К., Обидняк В.М., Горелов Д.С., Малхасян В.А., Акопян Г.Н., Мазуренко Д.А., Харчилава Р.Р., Петров С.Б., Мартов А.Г. Осложнения перкутанной нефролитотрипсии: диагностика и лечение. Урология. 2020;(5):139–149. DOI: 10.18565/urology.2020.5.139-148
3. Цзэн Г., Чжун В., Маццон Д., Чун С., Пирл М., Агравал М., Скоффоне Ч.М., Фиори К., Гекче М.И., Лам У., Петкова К., Сабунку К., Гаджиев Н.К., Пьетропаоло A., Эмилиани Э., Сарика К. Клинические рекомендации международного альянса мочекаменной болезни по чрескожной нефролитотомии. Вестник урологии. 2022;10(4):179-200. DOI: 10.21886/2308-6424-2022-10-4-179-200
4. Sampaio FJ. Renal anatomy. Endourologic considerations. Urol Clin North Am. 2000;27(4):585-607, vii. DOI: 10.1016/s0094-0143(05)70109-9
5. Noureldin YA, Andonian S. Simulation for Percutaneous Renal Access: Where Are We? J Endourol. 2017;31(S1):S10-S19. DOI: 10.1089/end.2016.0587
6. Guglielmetti GB, Danilovic A, Torricelli FC, Coelho RF, Mazzucchi E, Srougi M. Predicting calyceal access for percutaneous nephrolithotomy with computed tomography multiplanar reconstruction. Clinics (Sao Paulo). 2013;68(6):892-5. DOI: 10.6061/clinics/2013(06)27
7. Fernström I, Johansson B. Percutaneous pyelolithotomy. A new extraction technique. Scand J Urol Nephrol. 1976;10(3):257-9. DOI: 10.1080/21681805.1976.11882084
8. Pietropaolo A, Proietti S, Geraghty R, Skolarikos A, Papatsoris A, Liatsikos E, Somani BK. Trends of 'urolithiasis: interventions, simulation, and laser technology' over the last 16 years (2000-2015) as published in the literature (PubMed): a systematic review from European section of Uro-technology (ESUT). World J Urol. 2017;35(11):1651-1658. DOI: 10.1007/s00345-017-2055-z
9. EAU Guidelines. Edn. presented at the EAU Annual Congress Barcelona 2019. ISBN 978-94-92671-04-2.
10. Гулиев Б.Г., Комяков Б.К., Талышинский А.Э., Стецик Е.О., Вердиев Н.Д. Сравнительный анализ результатов стандартной и миниперкутанной нефролитотрипсии при коралловидных камнях. Вестник урологии. 2022;10(2):32-42. DOI: 10.21886/2308-6424-2022-10-2-32-42
11. Sadiq AS, Atallah W, Khusid J, Gupta M. The Surgical Technique of Mini Percutaneous Nephrolithotomy. J Endourol. 2021;35(S2):S68-S74. DOI: 10.1089/end.2020.1080
12. Попов С.В., Орлов И.Н., Сытник Д.А., Раджабов Р.М. Ретроградная интраренальная хирургия при камнях почек более двух сантиметров. Вестник урологии. 2022;10(3):98-105. DOI: 10.21886/2308-6424-2022-10-3-98-105
13. Negrete-Pulido O, Molina-Torres M, Castaño-Tostado E, Loske AM, Gutiérrez-Aceves J. Percutaneous renal access: the learning curve of a simplified approach. J Endourol. 2010;24(3):457-60. DOI: 10.1089/end.2009.0210
14. Saluk J, Ebel J, Rose J, Posid T, Sourial M, Knudsen B. Fellowship training in endourology: Impact on percutaneous nephrolithotomy access patterns. Can Urol Assoc J. 2022;16(2):E76-E81. DOI: 10.5489/cuaj.7339
15. Bridges M, Diamond DL. The financial impact of teaching surgical residents in the operating room. Am J Surg. 1999;177(1):28-32. DOI: 10.1016/s0002-9610(98)00289-x
16. Reznick RK, MacRae H. Teaching surgical skills--changes in the wind. N Engl J Med. 2006;355(25):2664-9. DOI: 10.1056/NEJMra054785
17. Талышинский А.Э., Гулиев Б.Г., Мишвелов А.Е., Агагюлов М.У., Андриянов А.А. Симулятор виртуальной реальности для развития навыков пространственного ориентирования во время ретроградной интраренальной пиелоскопии. Вестник урологии. 2023;11(1):100-107. DOI: 10.21886/2308-6424-2023-11-1-100-107
18. Bozzini G, Maltagliati M, Berti L, Vismara R, Sanguedolce F, Crisci A, Fiore GB, Redaelli A, Pastore AL, Gozen A, Breda A, Scoffone C, Ahmed K, Mueller A, Gidaro S, Liatsikos E. Development and Validation of a Novel Skills Training Model for PCNL, an ESUT project. Acta Biomed. 2022;93(4):e2022254. DOI: 10.23750/abm.v93i4.11821
19. Aydın A, Baig U, Al-Jabir A, Sarıca K, Dasgupta P, Ahmed K. Simulation-Based Training Models for Urolithiasis: A Systematic Review. J Endourol. 2021;35(7):1098-1117. DOI: 10.1089/end.2020.0408
20. Kyriazis I, Kallidonis P, Kyrkopoulou E, Spinos T, Liatsikos E. Hands on wet lab and live surgery training in PCNL: Any impact to surgical skills of attending surgeons? Arch Ital Urol Androl. 2022;94(3):300-304. DOI: 10.4081/aiua.2022.3.300
21. Favorito LA, Logsdon NT. Editorial Comment: Validity of a patient-specific percutaneous nephrolithotomy (PCNL) simulated surgical rehearsal platform: impact on patient and surgical outcomes. Int Braz J Urol. 2022;48(4):724-725. DOI: 10.1590/S1677-5538.IBJU.2022.04.03
Об авторах
Н. К. ГаджиевРоссия
Нариман Казиханович Гаджиев — д-р мед. наук; заместитель директора по медицинской части (урология)
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Д. С. Горелов
Россия
Дмитрий Сергеевич Горелов — врач-уролог отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
А. А. Мищенко
Россия
Александра Андреевна Мищенко — врач-уролог отделения дистанционной литотрипсии и эндовидеохирургии НИЦ урологии
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В. П. Бритов
Россия
Владислав Павлович Бритов — д-р тех. наук, профессор; заведующий кафедрой оборудования и робототехники переработки пластмасс
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Р. Р. Харчилава
Россия
Реваз Ревазович Харчилава — канд. мед. наук; директор учебного центра врачебной практики
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Э. Ф. Шарафутдинов
Россия
Эльдар Фаридович Шарафутдинов — ассистент кафедры урологии
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
С. Б. Петров
Россия
Сергей Борисович Петров — д-р мед. наук, профессор; руководитель НИЦ урологии
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Д. Д. Шкарупа
Россия
Дмитрий Дмитриевич Шкарупа — д-р мед. наук; директор
Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Рецензия
Для цитирования:
Гаджиев Н.К., Горелов Д.С., Мищенко А.А., Бритов В.П., Харчилава Р.Р., Шарафутдинов Э.Ф., Петров С.Б., Шкарупа Д.Д. Сравнительная оценка использования тренажёров для отработки навыков пункции полостной системы почки под рентгенологическим контролем. Вестник урологии. 2023;11(3):23-34. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2023-11-3-23-34
For citation:
Gadzhiev N.K., Gorelov D.S., Mishchenko A.A., Britov V.P., Kharchilava R.R., Sharafutdinov E.F., Petrov S.B., Shkarupa D.D. Comparative evaluation of simulators for practising fluoroscopy-guided renal pelvic puncture. Urology Herald. 2023;11(3):23-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2023-11-3-23-34