Пиелонефрит во время беременности (мнение главного редактора о проблеме)
Аннотация
Редакционная коллегия завершает дискуссию по проблеме острого пиелонефрита беременной женщины. Я, как главный редактор, хочу поблагодарить авторов публикаций на эту тему [1–8]. Вместе с тем, хочу обратить внимание на слабую активность урологов в реакции на дискуссию. Одной из причин этого является отсутствие масштабных исследований по данной проблеме в России и, на мой взгляд, также обстоят дела и в целом в мире. Поэтому крайне трудно в текущей врачебной практике решать тактические задачи и делать умозаключения во многих клинических ситуациях.
Я не намерен каким-либо образом комментировать научные публикации уважаемых коллег, выступивших на страницах журнала «Вестник урологии», а хочу привести исключительно свои соображения, основанные как на собственном клиническом опыте работы в неотложной урологии, так и на основе ряда научных исследований с моими коллегами-партнёрами по больнице скорой медицинской помощи и Ростовского государственного медицинского университета.
Для цитирования:
Коган М.И. Пиелонефрит во время беременности (мнение главного редактора о проблеме). Вестник урологии. 2020;8(2):5-9. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-2-5-9
For citation:
Kogan M.I. Pyelonephritis during pregnancy (opinion of the editor-in-chief about the problem). Urology Herald. 2020;8(2):5-9. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-2-5-9
Следует изначально задаться вопросом — «Острый пиелонефрит во время беременности — это какое-то особенное состояние или оно точно такое же, как и острый пиелонефрит, возникший у женщины вне беременности?»
В ответе на этот вопрос надо исходить из того, что беременность — физиологическое состояние с характерными для неё изменениями функции различных органов и систем, в том числе почек, верхних мочевых путей, мочевого пузыря. почки и мочевые пути являются частью тех преобразований, что происходят во время беременности в организме женщины. Они изменяются в соответствии с новыми условиями и вызовами, связанными с развитием эмбриона, а затем плода.
Мобилизуются все функции почек: и диуретическая, и метаболическая, и гормональная и многие другие. почему начинают расширяться верхние мочевые пути, а затем их дилятация прогрессирует? Мировая литература повествует о перестройке гормонального баланса, то есть о доминировании прогестерона, который дилятирует мочеточники, и это на самом деле так, а также о механическом давлении матки. Я лично скептически смотрю вообще на механическую теорию. На мой взгляд, дилятация верхних мочевых путей — это реакция приспособления к растущему внутрибрюшинному давлению, связанному с ростом матки. В чашечно-лоханочной системе и мочеточниках должно накапливаться больше мочи, чем вне беременности, так как возникает необходимость в создании большего внутрипросветного давления в лоханке и мочеточнике, чтобы в новых условиях противодействия растущей в объёме матки, протолкнуть мочу в мочевой пузырь, который также сдавливается маткой в малом тазу. собственно, из-за этого меняются и ритм,и повелительность мочеиспускания.
Итак, эволюционная суть заключается в том, что мочевая система для нормального функционирования в новых анатомических условиях должна измениться в своей структуре и функции. Чтобы матка могла выполнить свою эволюционную роль, мочевая система должна к этому приспособиться и не просто не мешать данному процессу, а способствовать ему.
Итак, дилятация верхних мочевых путей есть не вредный, а полезный фактор развития беременности. почему чаще мы видим дилятацию справа, реже — слева и двухстороннюю? А почему большинство парных органов у людей асимметрично? Таков результат эволюции человеческих функций к настоящему времени, праворуких, скажем, больше, чем леворуких и т.д.
В связи с этим я считаю, что причины и патофизиология острого пиелонефрита во время физиологически протекающей беременности и у женщин того же возраста и здоровья теоретически идентичны. Укоренившееся в умах специалистов мнение о том, что острый пиелонефрит во II и III триместрах, когда уже развилась та или иная степень дилятации верхних мочевых путей, во всех своих проявлениях является обструктивным следует пересмотреть. Это пиелонефрит с нормальной для беременности дилятацией и поэтому он конечно необструктивный, ибо дилятация не является результатом обструкции, а физиологическим ответом на рост внутрибрюшинного давления на все органы живота и грудной полости. А раз он в большей части случаев необструктивный, то и подход к его лечению должен быть терапевтическим: антибиотикотерапия, возмещение потерь жидкости и солей при лихорадке > 380 с, рвоте, интоксикации. Таким образом, зачем дренировать расширенные верхние мочевые пути при беременности, если их дилятация является естественным, нормальным процессом? Конечно, этого делать не следует. поэтому я считаю, что такой пиелонефрит осложняет течение беременности, но сам по своей сути не является осложнённым.
Следующий вопрос — «А может ли при беременности острый пиелонефрит быть обструктивным?»
Да, конечно, причина обструкции может быть связана с конкрементом, недиагностированном до беременности сужением лоханочно-мочеточникового сегмента или мочеточниково-пузырного соединения, нейрогенной дисфункцией нижних мочевых путей, пузырно-мочеточниковым рефлюксом. В этих случаях физиологическая дилятация верхних мочевых путей беременной женщины будет налагаться на предсуществующую обструктивную дилятацию лоханки и/или мочеточника. И в этих случаях лечение должно быть начато с дренирования верхних мочевых путей. Такой пиелонефрит является осложнённым, и конечно, он осложняет беременность.
Ещё один важный вопрос — «Как в настоящее время можно охарактеризовать этиологический фактор острого пиелонефрита?». Традиционно считается, что основными уропатогенами неосложнённого пиелонефрита являются микроорганизмы из группы Enterobacteriaceae, а среди них — кишечная палочка, которой приписывают 80 % случаев острого неосложнённого пиелонефрита. при остром обструктивном пиелонефрите её патогенная роль снижается до 40 - 50 % случаев и возрастает значение других представителей семейства Enterobacteriaceae (Klebsiella spp., Proteus spp.), энтерококков, стафилококков и других микроорганизмов. Такие точки зрения сложились в результате научных разработок 60 - 80 гг. прошлого столетия.
Однако широко развернувшиеся после 2000 г. исследования по микробиоте и микробиому мочи убедительно показали, что моча здоровых молодых женщин содержит широкий спектр анаэробных и аэробных бактерий. причём лоханочная и мочепузырная моча по своим спектрам не имеют достоверных отличий. И естественно предполагать, что при беременности моча содержит те же бактерии, что были в ней и до беременности. Отсюда и возникает предположение, что почечное воспаление воспроизводится собственными бактериями, присутствующими в моче женщины, а не проникшими в неё каким-либо другим способом. Этот другой способ в виде транслокации из кишечника я вовсе не исключаю, возможности этого также были ранее в эксперименте доказаны. Так или иначе, но нестерильная моча женщины может являться источником воспаления в мочевой системе, вызванном своими же условно-патогенными бактериями.
Почему же постоянно присутствующие в моче в расширенных верхних мочевых путях бактерии в какой-то момент вдруг вызывают острое почечное воспаление? существует немало внешних по отношению к организму женщины и внутренних факторов, которые могут остро или постепенно повлиять на вирулентные свойства бактерий, кроме того, хорошо известно, что и вне признаков какого-либо воспаления микроорганизмы в моче обладают вирулентными качествами. с другой стороны, эти же внешние факторы в виде тех или иных характеристик среды обитания женщины влияют на внутренние органы и ткани изменяя их метаболизм, функцию рецепторного аппарата, свойства тех или иных протеомных и генетически активных молекул. Латентные дисфункции органов и тканей самой женщины в ответ на развитие беременности могут реагировать усилением дисфункции, и без влияния внешних сил. Возникающее изменение иммунных реакций делает ткани (слизистые верхних мочевых путей) слабо защищёнными от вторжения бактерий, гены которых проявляют адгезивную активность, токсичность и многие другие свойства агрессии. Что может непосредственно изменить почки, слизистые чашек и лоханок, моторику мочевых путей, что снизит их естественную защиту от бактерии? прежде всего и преимущественно — нарушения кровообращения в органах и тканях, гипоксия тканей, что является результатом дисфункции центральной и периферической гемодинамики: характерные для беременных артериальная гипертония или гипотония, анемия, токсикозы, хронические заболевания печени, лёгких и так далее. Эти же факторы влияют на моторику верхних мочевых путей, снижая её и создавая тем самым предпосылки к избыточной гипертензии в верхних мочевых путях, что может усилить гипоксию слизистой, создать условия для разрывов уротелия, в т.ч. в форниксах чашечек и инвазии микроорганизмов. понятно, что не только кишечная палочка или другие бактерии из семейства Enterobacteriaceae могут проникнуть таким образом в ткани. Данный сценарий правомочен практически для всех микроорганизмов, содержащихся в моче. Какие-то бактериальные таксоны могут резко усилить воспалительную реакцию, какие-то — слабо, какие-то вообще могут оказаться индифферентными. Местный иммунитет и общий потенциал иммунных реакций организма определят будущие масштабы воспалительного ответа в почках.
Возможно ли развитие сепсиса при остром пиелонефрите у беременных? Да, конечно! И клинический опыт показывает, что сепсис развивается в части случаев. Риски сепсиса, бесспорно, возрастают при наличии органического или тяжёлого функционального фактора обструкции верхних и нижних мочевых путей. В связи с этим важно своевременно выявить начало формирования септического процесса, оценить уровни биомаркеров сепсиса (прокальцитонин крови и т.д.), инициировать адекватную инфузионную терапию и произвести дренирование одной или обеих почек, ориентируясь на их вовлеченность в воспалительное поражение и предшествующее функциональное состояние.
Каким же образом в условиях ныне существующей системы здравоохранения правильно решать вопрос — «Дренировать или не дренировать верхние мочевые пути у беременной женщины при развитии острого пиелонефрита?».
Лёгкое или лёгкое/умеренное клиническое течение острого пиелонефрита должно побуждать к бездренажному ведению в первые 3 суток терапии. прогрессия тяжести течения болезни на 3 - 4-е сутки должны побудить к дренированию. Изначально умеренно/тяжёлое и тяжёлое клиническое течение острого пиелонефрита — дренирование с первых суток лечения.
Бытующие среди некоторых специалистов мнения о полезности при остром пиелонефрите декапсуляции почки, иссечения карбункулов являются абсолютно порочными. Мировая практика не знала в прошлом и не приемлет в настоящее время подобные хирургические вмешательства при мелкоочаговом абсцедировании почек или карбункулярном процессах. Дренирование абсолютно показано только при формировании абсцесса в почке. Открытая хирургия в виде нефрэктомии возможна в крайне редких случаях тотальной деструкции почек на фоне септического статуса по жизненным показаниям.
Также обсуждаемым является вопрос о способах дренирования верхних мочевых путей, что предпочесть — стент или ЧпНС? полагаю, что все медицинские преимущества у стента (по параметрам инвазивности, надёжности, качества жизни и т.д.), однако при невозможности стентирования, при плохой переносимости стента, в случае отказа женщины от стентирования или тяжёлого состояния пациентки, не позволяющего ей принять литотомическое положение, целесообразно выполнить ЧпНс.
И ещё, что очень важно для уролога, так это понимание рисков развития пиелонефрита во время беременности. В настоящее время популяционные исследования показывают достаточно низкую частоту острого пиелонефрита у беременных (< 1 - 3 %). Отношение к лечению так называемой «асимптомной бактериурии» при беременности со стороны крупнейших урологических ассоциаций крайне осторожное, оно допускается, но на основании старых исследований и мета-анализа в виде стандартных коротких (2 - 7 дней) курсов. Само понятие «асимптомной бактериурии» сегодня, на мой взгляд, более чем одиозное, я вынужден его применять, хотя понимаю, что «асимптомная бактериурия» — это нормальное состояние мочи каждого здорового человека, о чем писал выше. полагаю, что в скором времени это понятие отомрёт, как и ряд представлений о неких барьерах для микроорганизмов в органах человека (мозг, яичко и т.д.).
Вместе с тем, ещё сегодня к факторам риска острого пиелонефрита при беременности следует отнести многоплодие, сахарный диабет, повышенный уровень глюкозы натощак, камни почек, аномалии мочевой системы, острый пиелонефрит в прошлом (до беременности), протеинурию II и III степени, анемию, молодой возраст, перворождение, низкий социальный статус. Это все важные факторы в период дородового наблюдения. Как видите их немало, поэтому динамический контроль за беременными с такими факторами риска острого пиелонефрита должен быть хорошо организованным и превентивным.
Завершить свои размышления хочу пожеланием моим коллегам: если хотите их опровергнуть, подвергнуть сомнению, проведите собственные доказательные исследования, опубликуйте их, вместе подумаем, и может так случится, что я что-то изменю в своих воззрениях, чему буду несказанно рад. Ведь это пойдёт на развитие науки и практики врачевания. Если мы хотим, чтобы в стране было больше детей, значит больше должно быть здоровых беременных. Мы не искореним острый пиелонефрит в ближайшее десятилетие, но мы должны научиться его предупреждать.
Ищите, господа, превенцию, и нам воздастся!
Всегда открытый к разговору.
Главный редактор М.И. Коган
Список литературы
1. Левченко В.В., Моргун П.П. Гестационный пиелонефрит: современная дренирующая тактика. Вестник урологии. 2019;7(3):29‒34. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2019-7-3-29-34
2. Локшин К.Л. Дренирование верхних мочевых путей при остром пиелонефрите у беременных: Зачем? Кому? Как долго? Вестник урологии. 2019;7(3):35‒40. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2019-7-3-35-40
3. Шкодкин С.В. Гестационный пиелонефрит: с чего начать? Вестник урологии. 2019;7(3):41‒46. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2019-7-3-41-46
4. Боташев М.И., Байрамкулов У.М., Ураскулов А.Б., Семенов А.Р., Коркмазов А.М. Особенности лечения острого пиелонефрита беременных. Вестник урологии. 2019;7(4):29‒34. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2019-7-4-29-34
5. Синякова Л.А., Лоран О.Б., Косова И.В., Колбасов Д.Н., Цицаев Х.Б. Выбор метода дренирования мочевых путей при гестационном пиелонефрите. Вестник урологии. 2019;7(4):35‒42. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2019-7-4-35-42
6. Левченко В.В., Моргун П.П., Волдохин А.В., Абу Траби А.Я., Масловский А.С. Гестационый пиелонефрит: «традиционная» дренирующая тактика и её результаты. Вестник урологии. 2020;8(1):39‒48. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-39-48
7. Шкодкин С.В. Нужно ли дренировать почку при гестационном пиелонефрите? Вестник урологии. 2020;8(1):49‒54. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-49-54
8. Шкодкин С.В., Идашкин Ю.Б. Гестационный пиелонефрит: клинические наблюдения. Вестник урологии. 2020;8(1):55‒58. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-1-55-58
Об авторе
М. И. КоганРоссия
Михаил Иосифович Коган – Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор; заведующий кафедрой урологии и репродуктивного здоровья человека (с курсом детской урологии-андрологии)
Главный редактор
Рецензия
Для цитирования:
Коган М.И. Пиелонефрит во время беременности (мнение главного редактора о проблеме). Вестник урологии. 2020;8(2):5-9. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-2-5-9
For citation:
Kogan M.I. Pyelonephritis during pregnancy (opinion of the editor-in-chief about the problem). Urology Herald. 2020;8(2):5-9. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-2-5-9